ИД "Факел"

Издательский дом "Факел" предлагает все виды услуг, связанные с выпуском печатных изданий: верстка, редактирование, подготовка к печати, печать.

Подробнее...

Для политиков

  - сопровождение выборных кампаний. Блок агитационно-печатных материалов - изготовление и распространение. Наружная и контекстная реклама. Реклама в СМИ.

Подробнее...

Для авторов и частных лиц

- индивидуальный подход и большие скидки. Помощь в распространении тиражей. Поиск спонсоров, презентации книг.

Подробнее...

Для организаций и предприятий

- буклеты, брошюры и книги о вашем бизнесе, о руководителях и ветеранах, об истории предприятия.

Подробнее...
Яндекс.Метрика

Metrika

Яндекс.Метрика

Чат



Графоман или гений?

muzaВ последнее время к нам в издательство обращается все больше авторов, которые хотят чтобы их произведения увидели свет. Как издателя, меня это, конечно, радует - значит, наша работа нужна и востребована! Радует и просто, как человека, любящего литературу - не все-таки поголовно ушли в интернет - пространство, остаются еще и люди, любящие «поковырять пером бумагу»…

Чаще всего у людей, которые впервые обращаются в издательство, возникает вопрос: есть ли смысл в том, что я написал, интересно ли это кому-то, кроме меня, кто я на самом деле: гений или графоман? Автор приносит свое произведение трепетно и с волнением, как вынянченное дитя - это нечто личное, сокровенное, выстраданное и ждет от издателя приговора.

На самом деле практически каждый автор в глубины души уверен, что его произведение ну если не гениально, то очень талантливо, а как может быть иначе, если человек не спал ночами, вложил душу в свое творение, если то, что он написал, так волнует его самого! Поэтому, любые попытки даже мягко покритиковать творчество новичков, как правило, заканчиваются обидами и непониманием. Издатель в глазах автора выглядит как надменный и безжалостный палач, бичующий беззащитное невинное дитя  - повесть или стихи.

С другой стороны, публиковать сырые и малоинтересные произведения не хочет ни один издатель. Опыт работы с авторами, состоящий из побед и поражений и меня, как издателя, и наших клиентов-литераторов, натолкнул на мысль написать статью, в которой я попыталась обобщить наиболее частые ошибки, встречающиеся у начинающих прозаиков, а также рассказать о тех главных «столпах», на которых держится качественная литература.  Внимательно ознакомившись с этой статьей, вы сможете не только сами поставить себе оценку, но и исправить имеющиеся в рукописи недостатки до отправки ее в издательство.

Столп первый - идея.

Прежде чем взяться за перо, подумайте, о чем вы хотите поведать миру. Что вы можете сказать такого, о чем не знают ваши современники?

Для начала посмотрим, какие идеи лежат в основе известных литературных произведений. Например, идея «Трех мушкетеров» Дюма, в том, что залог жизненного успеха - это не состояние и высокое происхождение, а благородство характера, смелость и преданность дружбе. В «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой показывает, как сила человеческого духа преодолевает физические недуги и творит чудеса. Агата Кристи в детективе «Десять негритят» говорит о том, что наказание за преступные деяния неизбежно настигнет человека, как бы далеко он не скрылся.

В «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков пытается убедить читателя, что зло - это обратная сторона добра и одно без другого существовать не может, а Иван Бунин в «Чистом понедельнике» говорит о том, что заложенное в человеке желание служить Богу выше земной любви. В повести Николая Лескова «Очарованный странник», автор пытается подобрать ключ к разгадке «загадочной русской души», и так далее.

Оригинальность идеи - это залог успеха вашего произведения. Произведение без идеи - это просто набор сюжетных линий, которые рассыпаются, как дом без фундамента.

Если в основе будущего произведения будет лежать ваш личный жизненный опыт и реальные события, убедитесь в том, что они действительно уникальны и интересны кому-то еще кроме вас. Если идея для книги  родилась в вашем воображении, то продумайте, хватит ли ее развития на повесть или сразу же ограничиться рассказом?

Проводником авторской идеи должны стать главные герои произведения, которые на протяжении повествования будут претерпевать различные внутренние и внешние метаморфозы,  чтобы  в итоге, постичь самим и донести до читателей глубинные мысли автора.

Столп второй - жанр повествования.

Это тоже очень важный момент, с которым необходимо определиться, прежде чем приступить к написанию произведения. Любовный роман не стоит излишне разбавлять остросюжетными приключениями героев. Главные приключения в нем - внутренние переживания участников любовной драмы, а также обстоятельства, способствующие соединению или разлуке любящих сердец. Если ваш жанр - исторический роман, то необходимо выдерживать стиль и язык той эпохи, о которой вы рассказываете, а также стараться наиболее достоверно излагать общеизвестные исторические события, иначе вас занесет в мир фантастики. Последний жанр не стоит путать с мистикой, где события происходят в реальной жизни, но у героев возникают встречи с существами из «параллельных миров», открываются паранормальные способности и так далее.

Смешение жанров иногда допускается в литературе, но это задача для опытных виртуозов. Начинающим авторам лучше выбрать один жанр, внимательно изучить его законы и строго придерживаться их на протяжении всего повествования.

 Столп третий - сюжет.

Сюжет - это основа любого прозаического произведения, как большой, так и малой формы, поэтому не стоит относиться к нему пренебрежительно. Знаменитую фразу Пушкин : «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал» лучше не брать на вооружение начинающему автору, в надежде на то, что сюжет сам по себе разовьется в процессе написания.

Не стоит уповать на помощь магических сил, которые по ходу пьесы выведут вас к финальному триумфу, а прежде чем приступить к созданию своего произведения, четко прописать его план. Чтобы создать беспроигрышный вариант произведения, лучше всего опираться на схему «трехактной структуры», которую иначе называют «формулой построения интересной истории», строго придерживаться классической  структуры литературной композиции - завязка - кульминация - развязка.

Итак, в начале произведения должна стоять завязка - выведены главные герои произведения, их предыстория, окружение, привычный мир в котором они живут. В конце первой части  обычно происходит резкий сюжетный поворот - выбивающееся из обыденного ряда событие, дающее толчок всей истории.

Вторая часть или второй акт произведения посвящен борьбе героя ( героев) с навалившимися на них обстоятельствами, из которых они выходят то победителями, то проигравшими. Исход битвы решает второй поворотный пункт, или «точка невозврата»: герой принимает судьбоносное решение или совершает главный поступок, после которого все идет к финалу, в котором героя ждет либо бесповоротная победа, либо окончательное поражение. В конце третьего акта все заданные в начале книги вопросы должны найти свои ответы. Герои либо достигают поставленных целей, либо теряют все, что поставили на кон, переосмысливая прежние ценности. Ружье, которое вы повесили в начале первого акта должно выстрелить, то есть, все сюжетные линии должны прийти к логическому завершению.

Не стоит наивно полагать, что в процессе написания книги герои сами подскажут вам решения их проблем, а сюжетные линии сами собой развяжутся. Вы - автор и творец судеб ваших героев, и вы должны заранее знать, что с ними будет. Но никто  из читателей не должен об этом догадываться. Для читателей ваше повествование должно быть наполнено неожиданными поворотами и непредсказуемыми событиями, неважно, приключения это или любовный роман или историческая повесть. Как только читатель заскучал - ваш дебют провален.

Столп четвертый - герои.

Пришли неоткуда - ушли в никуда. Так можно характеризовать главную ошибку начинающих авторах при создании образа героев повествования. Главное правило здесь - вы должны сами хорошо знать своих героев от рождения и до смерти, их характер, привычки, тайные желания и внешние стереотипы, а также тайные мотивы поведения, которые заставляют их совершать те или иные поступки. Пусть даже вы и не расскажите всего в своей повести читателю, но это представление должно быть в вашей голове, а еще лучше на бумаге, в отдельной папке, где будут храниться досье на всех действующих лиц вашего романа. Только тогда герои книги станут живыми людьми, а не роботами, говорящими заученный текст или двигающимися по заданной траектории.

Все герои должны выполнять особую функцию в произведении, ведущую к раскрытию его смысла. Они должны появляться четко в нужное время и в нужном месте, чтобы толкать повествование вперед. Обычно предыстория героев излагается в первой части произведения - завязке, где автор представляет читателю тех, с кем ему суждено провести ближайшие часы, пока он будет наслаждаться повествованием книги. Все герои книги, так или иначе, должны быть связаны друг с другом, и идти в одной цепочке до конца повествования. Если кто-то из героев «выпадает» не дойдя до финала, это должно быть оправдано сюжетом и понятно читателю. Тоже касается внезапного появления во второй половине повествования новых героев, которые часто как «бог из машины» появляются у неопытных авторов, чтобы разрешить какую-то запутанную или конфликтную ситуацию в книге, и выглядят, как грубая заплата на тонкой ткани сюжета.

Не стоит вводит в повествование слишком много героев. Лучше сосредоточиться на взаимоотношениях небольшого числа обитателей вашего литературного пространства и на перепетиях событий, в которые они вовлечены. Это спасет динамику повествования и не даст вам потеряться в сюжетных линиях. Чем меньше героев, тем проще «закручивать» сюжет, тем легче сделать его напряженным. Перенаселенность произведения героями зачастую говорит о слабости автора, который пытается спрятать за многоликой толпой свое неумение прописать характеры и добиваться глубины образов. Не попадайтесь на эту удочку!

Отдельно хочется сказать о языке, на котором говорят герои. Наверняка, в вашем произведении будут представители разных слоев нашего общества. Они должны отличаться друг от друга не только внешним описанием, но и манерой разговора. Уборщица тетя Маня должна в своей речи передавать колорит рабочего класса, а профессор университета Воскресенский обладать высокой культурой и образностью речи, подростки должны говорить, так как это принято в их среде, вставляя тут и там сленговые словечки и обрывая фразы, так далее. В общем, по разговору ваших героев, читатель должен наглядно представлять с кем имеет дело, и как бы «визуализировать» прочитанный образ. Без ярких характерных диалогов это невозможно!

В финале произведения все герои должны получить по заслугам - ведь не зря же они так долго служили раскрытию авторского замысла! Если герой, несмотря на все его героические подвиги, терпит фиаско в конце, это должно компенсироваться чем-то, что вполне удовлетворит и его и читателя. Например, поиски сокровищ не увенчались успехом, зато герой встретил любовь всей своей жизни и осознал, что не в деньгах счастье. В общем, в финале книги герои обязательно должны получить что-то, что примирит их с действительностью, и сделает на порядок счастливее, ( умнее, более нравственными и т.д.) чем они были в начале книги.

Нет ничего более провального для произведения, чем статичный герой, который просто переходит из одного сюжетного поворота в другой, ничего не приобретая по пути и никак не меняясь внутренне. Именно внутреннее преображение героев - конечная цель вашего повествования! Оставаться статичными имеют право только злодеи ( антигерои), которые своими кознями способствуют развитию личности положительных персонажей книги.

Столп пятый - выразительные средства.

Художественное произведение - это не сценарий и даже не пьеса, где лаконичность автора оправдана дальнейшей экранизацией либо постановкой произведения на сцене. Сценарист или драматург лишь обозначает пунктирные линии, которые должны впоследствии соединить актеры. На писателе же лежит ответственность и за визуализацию своего творения. То есть, читая книгу, человек должен как бы увидеть наяву все происходящее в ней. Для этого и необходимы различные художественные выразительные средства. Чем их больше в арсенале автора, тем богаче и интереснее его повествование.

Обратитесь к опыту классиков, которых мы все читали в школе,  перечитайте их труды, обращая внимание на то, как они «визуализируют» реальность, в которой действуют персонажи их книг : как описывают пейзажи и  интерьеры помещений где разворачивается действие, как передают запахи и вкусовые ощущения, которые испытывают их герои, какое внимание уделяется деталям, как передается эмоциональное состояние персонажей.

Все это необходимые элементы для создания художественного языка, который литераторы называют «вкусным». Этот язык должен как бы рельефно лепить действительность.  Чем больше изобразительных средств использует автор, тем качественнее его произведения - эпитеты и сравнения, аллегории и метафоры, ирония и гипербола - все эти виды легкого и тяжелого словесного вооружения должны быть в арсенале писателя.

В процессе написания своего произведения почаще отстраняйтесь от своего внутреннего видения событий, смотрите на свой труд глазами постороннего человека, читающего ваш труд. Увидит ли он ситуацию вашими глазами или она так и останется внутри вас, а читателю достанутся только скудные намеки на то, что вы узнали и почувствовали сами?

Используйте все инструменты повествования: описания, диалоги, предыстории героев и событий, приемы репортажа, передачу внутренних ощущений и мыслей героев и так далее. Главное - держать тонус повествования, не снижать темпа.

Столп шестой - самоконтроль

У начинающих авторов иногда приходится наблюдать такую тенденцию, которая в русском фольклоре называется «начали за здравие, кончили - за упокой». Поначалу автор с энтузиазмом разворачивает сюжетные линии, дает яркие описания, создает колоритных героев. Через какое-то время он как бы «устает» от своего произведения: события и диалоги начинают прописываться походя, пунктирно, некоторые вообще уходят на краткий пересказ событий книги. Зачастую все это переходит в скомканный конец, который никак не связан с началом повествования.

 Если с вами такое случилось, надо проследить, с какого момента повествование начало «проседать», затем вернуться к первоначальному плану своей книги, и еще раз четко прописать основные  перепетии, поворотные пункты, продумать судьбы героев, пересечения сюжетных линий.

Особо острые подводные камни поджидают начинающего автора в третьей части композиции, когда события приближаются к развязке и финалу. Важно не потерять по пути повествованию ту идею, которую вы закладывали в начале, а также следить за логикой повествования. Детектив должен накапливать все больше свидетельств, которые ведут к раскрытию преступления, влюбленные находить все более веские доказательства невозможности счастья друг без друга, одна из воюющих инопланетных цивилизаций получить неоспоримые преимущества и приблизиться к победе. И тогда вы, как опытный капитан приведете свое судно в тихую гавань - к эпилогу.

После того, как вы, наконец-то, вы поставите финальную точку, отложите на какое-то время свой труд, а потом не поленитесь прочитать свое произведение с начала до конца. Попробуйте посмотреть на него отстраненным взглядом - насколько качественно то, что вы создали, вспоминая при этом крылатую фразу Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Если после этого вы все еще затрудняетесь в оценке собственного труда, дайте почитать рукопись своим знакомым, не называя имени автора, чтобы не ставить их в неудобное положение критиковать вас в глаза. Используйте их критические замечания для дальнейшей шлифовки вашей рукописи, а потом  смело несите свое творение в издательство, и мы вместе будем открывать миру новый литературный шедевр!

Елена БАТУЕВА,

издатель

Иллюстрация к статье - карикатура «Поэт и музы» художника Юрия Бусагина

 

Вы здесь:   ГлавнаяМоя первая книгаПроба пераГрафоман или гений?
Stroitelstvo
Tranzito
Biznes